Материалы и техника изготовления рунических объектов — тот аспект рунического учения, которым часто пренебрегают. Именно в этой области «экспериментальная археология» может сослужить большую службу, что, в свою очередь, может привести к более глубокому пониманию скрытых миров рун. Большая часть приведенных ниже сведений относятся как к старшему, так и к младшему периодам.
О некоторых технических моментах нам известно из самих рунических надписей. Например, помимо прямых материальных данных, из рунической терминологии известно, что рунические знаки именно вырезались на поверхности различных материалов. Наиболее общий термин, обозначающий этот процесс — древнегерманское wrotu, «я вырезаю», из которого развилось древнеисландское: ristan «вырезать». Эти термины родственны английскому write «писать», исходный смысл которого — также «вырезать» или «высекать».
Инструменты, которыми вырезались руны, практически неизвестны, и нам остается лишь строить предположения об их природе. Надпись на знаменитом Эггъюмском камне сообщает нам, что «железный нож не оставил на нем следа» (ni sakse stAin skorin). Отсюда нам известно о существовании запрета на употребление железа при вырезании рун с определенными целями; однако нам известно и множество примеров, когда рунические надписи на предметах могли быть вырезаны только железным ножом. Здесь мы явно имеем дело с руническим учением об элементах. Знаменитые надписи на рунических камнях
эпохи викингов были определенно выполнены при помощи молотка и долота после обтесывания киркой и (или) топором. Некоторые надписи, возможно, даже делали кайлом, продалбливая поверхность по линиям знаков. Подобным образом сделана надпись на камне из Снольделев. Помимо вышеперечисленного, для создания магических надписей использовали также ножи (см. «Сагу об Эгиле», гл. 44), и иглообразные инструменты (которыми вырезан, например, амулет из Квиннебю). Иногда эти иглы делались из отличных от железа металлов (бронза, медь и т.д.) или из неметаллических веществ (кость, камень).
Памятники материальной культуры также предоставляют нам обильные сведения о материалах, на которых вырезались руны. Более того, руническая терминология из литературных и эпиграфических источников даже позволяет делать выводы о том, насколько часто использовались те или иные материалы. Мастера рун прошлого определенно предпочитали дерево. Вся руническая терминология вращается в основном вокруг дерева, а не каких-либо других материалов. Очень часто слово stave, буквально обозначающее «доска» или «посох», используется как синоним слова руна. Английское слово stave происходит от формы множественного числа слова staff, «посох» (мн.ч. staves; ср. др.- исл. stafr). Это указывает на то, что исходно тайные знаки вырезались на небольших деревянных палочках (используемых в магии и для гадания), а сдвиг значений палка> знак произошел тогда, когда самый распространенный способ представления рун стал синонимом самого понятия. Хотя связь этих понятий уходит корнями в эпоху возникновения рун, древнейший пример замены слова «руна» словом stave относится примерно к 600г. н.э. — ныне утраченный камень из Гуммарпа, надпись на котором гласила:
Это можно перевести как «Хатувольф расставил три знака: феху, феху, феху».
Слово stave стало не только означать рунический знак, но постепенно взяло на себя и часть значений самого слова «руна», так что в древнеисландском слово stafr (чаще в множественном числе — stafir) означает не только «посох», «палка», «столб», но и — «знание», «тайное учение», «мудрость», «магический знак».
Руническая терминология так укрепилась в языке, что впоследствии во многих диалектах термины, относящиеся к латинскому алфавиту, формировались под ее влиянием. В древнеисландском языке знаки письменности называются stafir; и даже в отношении сложных магических знаков (др.-исл. galdrastafir, «магические знаки»), используется этот термин, хотя они зачастую писались пером и чернилами. Другие примеры того же явления — древнеанглийское staef (буква, письмо) и древневерхненемецкое stab (доска, буква). Обратите внимание также на современное звучание слова «буква» в немецком языке — Buchstabe, при Stab = «палка, доска, жезл».
Другой забытый, но, тем не менее, принципиальный момент в рунической технологии, имеющий большое значение для современного рунического искусства, — окрашивание знаков и предметов, на которых они вырезаны. И на этот раз сами древнейшие надписи сообщают, что знаки действительно окрашивали — в них часто встречается глагол fahido (я выкрасил, окрасил). Более поздняя древнеисландская терминология сохранила прямое производное этой древнегерманской глагольной формы — fa, с тем же значением. Более того, мы знаем, что чаще всего было принято окрашивать руны в красный цвет (красной окисью свинца, свинцовым суриком, или, чаще всего, охрой). Красная краска была преимущественно магической заменой крови (см. «Сагу об Эгиле, гл. 44). Сравнительная историческая лингвистика предоставляет нам обильные данные о магическом значении красного цвета у германских народов. Древнеанглийское слово teafor — древнее название красной охры; это же слово известно и в древневерхненемецком, где оно звучит как zouber («магия, гадание») и в древнеисландском — как taufr («талисманная магия, талисман»). Судя по всему, одним из древних способов «заниматься магией» было «окрашивание [красной охрой]» какого-либо символического предмета в сочетании с передачей магической силы. Этот прием подробно описан в упомянутом выше месте «Саги об Эгиле».
Из других цветов, особенно позднее, использовали черный (сажа), белый (раствор извести), а также синий и коричневый. Следы их иногда находят на рунических камнях. В эпоху викингов рунические камни представляли собой не привычные нам серые глыбы, а ярко раскрашенные вехи — маяки, издалека заметные во всех мирах.
Краска служила самым разным целям. Исходное ее назначение было, несомненно, магическим, но на нескольких уровнях. Руны окрашивались в цвет, отличный от фона (красный, белый, черный), чтобы они ярче выделялись на этом фоне. Кроме этого, цветом означались границы между словами — каждое следующее слово (или часть фразы) выделялось другим цветом. Есть даже данные, что некоторые руны не вырезались на камне, а только рисовались на нем! Это значит, что огромное количество рунических документов, возможно, просто утрачено навсегда — краска с поверхности камней или деревянных предметов давно смылась или стерлась.
Язык надписей эпохи викингов называют обычно древненорвежским, древнешведским или древнедатским, в зависимости от диалекта, на котором сделана надпись. Тем не менее те, кто знаком с древнеисландским (древнесеверным) языком и основными аспектами рунического учения, без труда смогут расшифровать надписи на рунических камнях этой эпохи. Это объясняется тем, что скандинавские диалекты оставались практически однородными примерно до 1000г., после чего началось разделение на западные (норвежский и исландский) и восточные (датский и шведский) диалекты. Но и после этого вплоть до конца эпохи викингов различия между этими языками были относительно незначительными.
© Эдред Торссон. «Руническое учение».